#hs_ДревняяГреция #hs_мифы АПОЛЛОН И ГИАЦИНТ. Часть I Творила-творила и натворила))) Изо всех своих душевных сил старалась для любимой группы пересказать любимый мифологический сюжет. Было так много мыслей, что вышел уж очень длинный текст,который пришлось разделить на части. Надеюсь, вам хоть немного понравится. 😊 Итак, запасаемся платочками, будет много грустилок) Аполлон и Гиацинт – очень романтичная и трагичная пара в греческой мифологии. Гиацинт (Гиакинт) был сыном спартанского царя Амикла и Диомеды и, предположительно, правнуком Зевса (отец Амикла Лакедемон был рождён от верховного бога, на что указывает, например греческий автор II века н.э. Павсаний в «Описании Эллады», глава «Лаконика», 1:2, Пер. С. П. Кондратьева.). Римский писатель Гигин в произведении «Мифы», упоминая Гиацинта в списке самых красивых юношей, пишет: «Гиакинф, сын Ойбала, которого полюбил Аполлон» (Гигин. Мифы, 271. Пер. Д. О. Торшилова). Ойбал (Эбал) также являлся царём Спарты, Гиацинта родила ему муза истории и мифологии Клио. Публий Овидий Назон в «Метаморфозах» приводит очень развёрнутое описание легенды о Гиацинте, но в двух местах своего труда называет его то Амиклидом – сыном Амикла, (Овидий. Метаморфозы, 10:163. Пер. С. Шервинского), то Эбалидом, сыном Эбала (Там же, 196) Юноша с малых лет выделялся неповторимой красотой, почти равной божественной. Она-то и поразила солнечного бога Аполлона, заставив его воспылать к отроку нежным чувством. Здесь следует сказать несколько слов о самом Аполлоне. Он был сыном Зевса и титаниды Лето, братом-близнецом богини Артемиды. Считался богом света, покровителем стад, дорог, путников и мореходов, врачевателем болезней и предсказателем. К нему обращались за очищением после совершения убийства. Бог Гефест подарил Аполлону и Артемиде золотые стрелы, которые символизировали солнечный свет, поэтому Аполлона часто именуют «стреловержцем», «дальновержцем» и «сребролуким» (стрелял золотыми стрелами из серебряного лука, с которым его часто изображают). Также он был покровителем искусств, певцов и предводителем муз (Муссагет), одним из его атрибутов является кифара. Часто рядом с его именем можно встретить такие эпитеты, как «прекрасный», «златокудрый», «светлоликий». Прозвище Аполлона «Феб» означает «лучезарный», «чистый». Вот каким он предстаёт в одном из орфических гимнов: Бог светоносный, неистовый, отрок преславный, прекрасный, О Мусагет, о плясун хороводный, стрелец-дальневержец... Златокудрявый, вещатель грядущего чистых глаголов... О всецветущий, ведь ты кифарой своей полнозвучной Ладишь вселенскую ось, то до верхней струны поднимаясь, То опускаясь до нижней... Но, как ни парадоксально, все эти достоинства не принесли Аполлону личного счастья. Он был крайне неудачлив в любви. Лукиан даже отражает этот факт в своих «Разговорах богов»: «Гермес: Отчего так мрачен, Аполлон? Аполлон: Ах, Гермес! Несчастие преследует меня в любовных делах».(Лукиан Самосатский. Разговоры Богов, 14:1. Пер. С. С. Сребрного). Причина такого печального положения дел состояла в том, что Аполлон сильно обидел бога любви Эрота, посмеявшись над ним с его луком и стрелами. За это Эрот жестоко отомстил ему при помощи своего брата-близнеца (по другой версии, младшего брата) Антерота. Последний являлся богом взаимной любви, который наказывал тех, кто не отвечал на чужие чувства; также он покровительствовал ненависти, порождённой любовью, самой разрушительной из всех, и вызывающей неконтролируемое желание уничтожить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антеротом. Небольшое отступление: древнеримский писатель Клавдий Элиан пересказывает миф, в котором родителями Антэрота называются не Афродита и Арес (как у Эрота), а Посейдон и его возлюбленный Нерит, т. е. Антэрот – дитя однополого союза (!): «Посейдон любил Нерита, и Нерит отвечал взаимностью на его чувства. От них происходит Антерос (взаимная любовь)». (Aelian. On the Characteristics of Animals. Vol. III, 14:28. Перевод мой). По другой версии мифа, Эрот просто внушал всем объектам любви своего обидчика антипатию к нему. Так или иначе, сразу после ссоры с Эротом «Лучезарного» отвергла его первая любовь Дафна (дочь богини земли Геи и речного бога Пенея), которая входила в свиту его девственной сестры Артемиды и также поклявшаяся оставаться безбрачной. В ответ на преследования без памяти влюблённого Аполлона, она обратилась с молитвой к отцу и превратилась в лавровое дерево (её имя как раз означает «лавр»), предпочтя скорее расстаться с привычным обликом, чем ответить взаимностью. Овидий описывает это так: Молвит: «Отец, помоги! Коль могущество есть у потоков, Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ!» Только скончала мольбу, – цепенеют тягостно члены, Нежная девичья грудь корой окружается тонкой… Бог – ей: «Если моею супругою стать ты не можешь, Деревом станешь моим, – говорит, – принадлежностью будешь Вечно, лавр, моих ты волос… (Овидий. Метаморфозы, 546-549, 557-559. Пер. С. Шервинского). Лавровый венок с тех пор навсегда стал неизменным атрибутом Аполлона. Богиня Гестия (покровительница семейного очага, давшая обет целомудрия) также не ответила взаимностью на чувства Аполлона. Вероятно, он долго не мог её забыть, ибо в гимне этой богине, написанном поэтом Аристоноем, есть такие строки: …о ты, Олимпа И земли царица, ты владеешь срединным Лавром пифийским, Святыми плясками Правишь ты в храме высоковратном Феба, (Цитируется по изданию «Эллинские поэты VIII – III вв. до н.э.». Пер. Ю. Голубца). Это указывает на то, что Гестия занимала не последнее место в сердце Аполлона, ибо владеть лавром и «править» в своём храме он вряд ли позволил бы кому-то постороннему. Богини Персефона и Кибелла также остались к нему равнодушными, как и троянская царевна Кассандра, которую «Светлоликий» сначала наделил даром предсказания, но после отказа сделал так, что её пророчествам никто не верил. Даже если отношения более-менее складывались, возлюбленные Аполлона недолго были ему верны. Например, Флегия, хотя и родила ему Асклепия (бога врачевания), всё же изменила прекрасному богу со смертным Исхием, за что оба поплатились жизнью. Марпесса, дочь речного божества Эвена, сбежала от Аполлона с мессенским царевичем Идасом. До убийств на этот раз не дошло, но когда Зевс предоставил Марпессе право самой решать свою судьбу, она сделала выбор не в пользу Феба. Мифы приписывают Аполлону около двадцати фаворитов мужского пола, но не стоит думать, что месть Эрота на них не распространялась. Смертный юноша Левкат последовал примеру Дафны, посчитав для себя более приемлемым броситься в море и превратиться в скалу (названа тем же именем), нежели ответить на чувства светлого бога. Гилл, новый фаворит «Сребролукого» из Карии (территория на юго-западном побережье Малой Азии) также погиб, об этом упоминает философ Стефан Византийский в своём этнографическом словаре «Описание народов» («Этника», к сожалению, переводов этого упоминания хотя бы на английский найти не удалось, поэтому, приняла на веру утверждение выдающегося филолога и переводчика А. Ф. Лосева: «Аполлон имеет местопребывание в Гиллиале (Гиллиала в Карии – место гибели Гилла, возлюбленного Аполлона)», А. Ф. Лосев. Мифология греков и римлян). Из-за страсти к Адмету (сыну царя Фер в Фессалии) «Стреловержец» даже поступил к нему в пастухи. Овидий в своём стихотворном цикле «Героиды» устами влюблённой женщины говорит: «Есть преданье, что сам врачеванья бессмертный создатель Пас ферейских коров, нашим огнем обожжен». (Овидий. Героиды, 5:151-152. Пер. С. А. Ошерова). Но из этой любви также ничего не вышло: вскоре Адмет женился (не без помощи Аполлона), и бог продолжал помогать ему на протяжении жизни. Самое интересное, что среди его возлюбленных называется не кто-нибудь, а отец самого Гиацинта Амикл: «Зевс любил Ганимеда, Аполлон – Кинира, Закинта, Гиацинта, Проба, Гила, Адмета, Кипариса, Амикла…» (Псевдо-Климент Римский. Цитируется по «Эстетика однополой любви в древней Греции в её социально-историческом развитии». Сост. А. В. Сватковский, 2007). Другим любимцем покровителя муз был Кипарис, сын правителя острова Кеос (в южной части Эгейского моря) и внук самого Геракла Вот что пишет о нём Лактанций Плацид: «Когда прелестный мальчик Кипарис охотился, он возбудил к себе любовь Аполлона, от которого получил в дар прекраснейшего ручного оленя. Овидий в «Метаморфозах» упоминает оленя, посвящённого музам. Когда Кипа¬рис, лежа утомленный под деревом, стал погружаться в сон, он неожиданно пробудился от шороха и увидел вдали оленя. Полагая, что это дикий олень, Кипарис, послав стрелу, убил его, а признав, до того горько оплакиВал, что отказывался от всякой еды и питья. Так как он стал чахнуть, Аполлон, сжалившись, превратил мальчика в дерево, названное его именем». (Лактанций. Комментарии к Фиваиде, 4: 460. Пер. В. Н. Ярхо). В «Метаморфозах» приводится похожая версия мифа, но в ней Аполлон никак не участвует в превращениии Кипариса: …О, каких приводить утешений Феб не старался! Чтоб он не слишком скорбел об утрате, Увещевал, – Кипарис все стонет! И в дар он последний Молит у Вышних – чтоб мог проплакать он целую вечность… И застонал опечаленный бог. «Ты, оплаканный нами, Будешь оплакивать всех и пребудешь с печальными!» – молвил. (Овидий. Метаморфозы, 10:132-135, 141-142. Пер. С. Шервинского). С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки стали вешать ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил. Невероятно грустная история... Удивительно, как после всех этих испытаний у «Всецветущего» ещё оставались силы влюбляться. Тем не менее, однажды увидев юного царевича Спарты, он потерял своё сердце. Однако любовь к Гиацинту с самого начала не была лёгкой: у Аполлона нашёлся соперник, и не один! Первым был Фамирид, певец из Фракии, обладавший красотой и талантом игры на кифаре. Он считался, наряду с Орфеем (которого Феб также не обошёл своей благосклонностью), родоначальником греческой эпической поэзии. По совместительству он ещё и приходился самому златокудрому богу внуком: Гигин в «Мифах» называет отца Фамирида, музыканта Филламона, среди сыновей Аполлона: «Филаммон от Левконои, дочери Люцифера» (Гигин. Мифы, 161. Пугаться имени Людифера не стоит. В Римской мифологии так называли бога планеты Венера, видимой на заре «утренней звезды». Греки считали его сыном Эос и покровителя звёздного неба Астрея и называли Эосфором – «Светоносцем»). Фамирид был неравнодушен к прекрасному избраннику солнечного бога, о чём пишет древнегреческий писатель и грамматик Аполлодор, называя имя «…Гиакинта, в которого влюбился Тамирис Фамирид, сын Филаммона и нимфы Аргиопы, положивший начало однополой любви» (Аполлодор. Мифологическая библиотека, 1:3, 3. Пер. В. Г. Боруховича). В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватила подобная страсть. И за свою любовь он готов был бороться любыми способами, а потому, не задумываясь, устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз. Влюбленный бог быстро донес своим подопечным об услышанном, и те устроили состязания с Фамиридом, а победив, лишили его способности петь, играть и видеть: …некогда Музы богини, Встретив фракийца Фамира,… …лишили его песнопений. Он заявлял, похваляясь, что в пеньи одержит победу, Если бы даже запели Зевесовы дочери Музы. В гневе они ослепили его и отняли чудесный Песенный дар. И забыл он искусство играть на кифаре. (Гомер. Иллиада, 2:594-600. Пер. В. Вересаева). Несчастный хвастун выбыл из игры, но вздохнуть спокойно ему не удалось. (Иллюстрации: картина А. Иванова "Аполлон, Гиацинт и Кипарис", Луи Булонь Младший "Аполлон и Гиацинт", а также изображения Гиацинта в мраморе Ф. Босио, А. Этекса, Пифагора Регийского и Ф. Пароди).

Теги других блогов: мифы романтика ДревняяГреция